История

История развития образования в Лебяжьевском районе.

Предваряя изложение вопроса становления и развития Отдела управления образованием Администрации Лебяжьевского района как властной структуры, целесообразно  описать историю возникновения образования на территории района.

В конце 19-го века на территории района было два типа учебных заведений: церковно-приходские и Министерства просвещения. В среднем на каждые 3,5 тысячи жителей приходилась одна школа. Все учебные заведения – начального уровня. В них изучались основы грамоты и арифметики. Большое внимание уделялась предметам религиозного характера.

Уровень грамотности по району к 1909 году был довольно низким – 7,6 процента. Но люди стремились к знаниям. Так, в селе Менщиково школы не было. Детей учили в разных домах. Затем построили дом из самана. Но в 1912 году в нем запретили заниматься, так как помещение было аварийным. Тогда на сходе было решено построить новое здание. И уже на следующий год 12 ребятишек сели за парты.

В Налимово лишь в 1912 году построили школу. До этого занятия велись в часовне. А всего с 1910 года Министерством просвещения и Курганской земской управой построены одноклассные школы в Желтиках, Прилогино, Плоском, Камышном, Светлом, Балакуле, Островном. Всего же на территории района до 1917 года действовало 15 одноклассных церковно-приходских школ и двуклассное училище. В них занималось более 500 детей: плата за учебу была довольно высокой. Желающим продолжить образование после двухклассного училища нужно было ехать в Лопатки, где в 1913 году открылось высшее начальное училище.

С первых дней советская власть взялась за повышение грамотности населения. При волостном исполкоме был создан отдел народного образования. В это время открываются школы в населенных пунктах, где их раньше не было. Появляются и такие, в которых занимались неграмотные взрослые.

В 1928 году на западной окраине Лебяжья было заложено здание школы крестьянской молодежи (ШКМ). К 1930 году строительство завершилось. Это было кирпичное двухэтажное здание. Около школы — земельный участок. Имелось свое хозяйство: коровы, лошади. Ребят кормили бесплатно. К 1935 году здесь занимались уже 400 детей, работали 16 учителей. В 1937 был первый выпуск  — 12 десятиклассников.

С каждым годом в районе росло число учеников. К 1938 году только в Лебяжье их насчитывалось 1500.

В 1929 году построена неполная средняя школа в с.Лисье.

К 1941 году почти во всех населенных пунктах были открыты школы.

Успешно шла борьба с неграмотностью. Школы укреплялись педагогическими кадрами. Но война, начавшаяся в 1941 году, все перепутала в жизни. Ушли на фронт и учителя, многие их них не вернулись.

В 1941 году Лебяжьевскую среднюю школу переоборудовали под военный госпиталь. Ребята ходили сюда ухаживать за ранеными, читали и писали им письма, выступали с концертами. Кроме того, летом и осенью они работали в колхозе.

В военные годы было развито тимуровское движение. Пионеры оказывали большую помощь семьям фронтовиков. Война близилась к концу, и постепенно школа вместе со всей страной возвращалась к мирной жизни. Еще в войну, в 1944 году, госпиталь был переведен в Каменск-Подольский Хмельницкой области. В здании снова зазвенели детские голоса. В 1948-49 учебном году, в школе было четыре начальных, шесть пятых, три шестых, два седьмых, по одному – 8, 9 и 10 классов.

В послевоенные годы возникла большая проблема с успеваемостью, в классах было много детей-переростков. В центре внимания школы было не только обучение детей, но и их патриотическое и нравственное воспитание. Так в Лебяжьевской средней школе под руководством заслуженного учителя школ РСФСР Гоголевой А.И. работал драматический кружок, в котором ставили пьесу по роману А.Фадеева «Молодая гвардия».

В 1960 году оживилась туристко-краеведческая работа. Учащиеся Лопатинской средней школы оформили уголок боевой и трудовой славы. Материалы для него ребята собирали во время походов, где встречались с интересными людьми, записывали их рассказы.

Школа стремилась увязать знание ребятишек с практической жизнью. В районе было развито юннатское движение. В каждой школе выделен земельный участок, где не только выращивались овощи и фрукты, но и велась селекционная работа.

Развивается заочное обучение молодежи. Например, в 1963-64 учебном году такой формой было охвачено 360 человек.

Начало 60-х годов стало знаменательным в жизни школ: начался переход на новые программы. Вышло и новое Положение об образовании. Чтобы правильно построить учебный процесс, создаются кустовые методические объединения. На их заседаниях рассматриваются актуальные вопросы преподавания по предметам, идет обмен опытом работы. Базовой школой методической работы была и есть Лебяжьевская средняя.

Период с 1970 до 1970тгода ознаменовался строительством новых типовых школ в Лисьем, Черемушках, Лопатках, Хуторах, Прилогино, Нижне-Головном, Перволебяжьем, Налимово, Балакуле, в райцентре. Немного позже это было сделано в Островном и Дубровном.

В 1973-1978 годах в основном завершен переход ко всеобщему среднему образованию, растет качество обучения. Для повышения мастерства учителей в школах района проводились педчтения. Лучшие доклады представлялись на районные и областные чтения. Появляются новые формы учебно-воспитательного процесса. Многие учителя работали над проблемой дифференцированного обучения школьников.

В 80-е годы одним из направлений учебно-воспитательной работы стало трудовое воспитание, профориентация школьников. В учебных планах школ появилось производственное обучение. Стояла задача дать каждому выпускнику средней школы профессию. Для этого создавалась соответствующая материальная база. За каждой школой были закреплены шефы – производственные предприятия. Так, у Лебяжьевской средней школы шефом стал ремзавод, у сельских школ — колхоз или совхоз, на территории которого располагалась школа. Но постепенно по всей стране и у нас в районе задачи производственного обучения стал решать межшкольный учебно-производственный комбинат. Учащиеся старших классов всех средних школ района приезжали в Лебяжье, чтобы овладевать профессиями механизатора, продавца, швеи, воспитателя детского сада, а по основному месту их учебы создавались ученические производственные бригады.

С наступлением сложных противоречивых 90-х годов, с одной стороны, в образовании района закреплялись и развивались лучшие традиции предшествующего периода. В 1991 году проходит областной семинар по теме «Дифференцированное обучение школьников», на котором обобщается опыт Лопатинской, Лисьевской, Перволебяжьевской школ. Работа над проблемой дифференцированного обучения привела к распространению в школах развивающих  методик обучения, к первому опыту профильного обучения старшеклассников в Лебяжьевской средней школе.  Появление первого в районе психолога, выпускника военного училища Ю.В.Леонова в Елошанской средней школе положило начало формированию психологической службы в районе. С принятием в 1992 году закона «Об образовании» школы обрели самостоятельность; формировали собственные учебные планы, выбирали программы и учебники. Директора школ получили право самостоятельно комплектовать кадры, распоряжаться финансами. Но и 90-е годы – это и голы обнищания школ, когда надежные помощники – шефы, сами попали в трудную ситуацию, и помогать уже не могли. Не хватает средств на ремонт, приобретение оборудования, оплату электроэнергии. В этих условиях школы ищут выход и постепенно его находят. Закрываются дошкольные образовательные учреждения, и школа берет дошколят под свое крыло. Одна за другой начинают работу группы дошкольников в Нижнеголовинской, Прилогинской, Камышинской, а к началу 21 века уже почти во всех школах района. Коллективы школ решают проблемы обеспечения учащихся продуктами питания. Опытные участки расширяются до хозяйственных огородов. Уставы школ предусматривают их право заниматься коммерческой деятельностью. Примером может служить Камышинская средняя школа. По инициативе ее директора, Григорьевой Людмилы Степановны реализация продукции ученической бригады превратилась в устойчивую торговлю в школьном магазине, одним из источников средств для развития школы. Родители учащихся становятся полноправными участниками образовательного процесса. Они решают, каким предметом должен ребенок заниматься углубленно, где взять деньги на ремонт школы, как организовать горячее питание.

С 2001 года в образовании наметилась некоторая стабилизация. Принимаются меры по укреплению материальной базы: установлены компьютеры во всех основных и средних школах, приобретены 2 автобуса для подвоза учащихся, лыжи для уроков физкультуры, возобновилась поставка литературы для школьных библиотек. Ведется строительство и ремонт котельных и систем отопления.

В настоящее время в районе работают 372 педагогических работников. Грамотами Министерства образования награждены 98 человек. Отличниками просвещения и почетными работниками образования стали 110 человек. 8 педагогам присвоено звание «Заслуженный учитель школы РФ», в их числе: Александра Ивановна Гоголева, Анфиса Ивановна Скокова, Тамара Филипповна Борисова, Олимпиада Васильевна Болтуш, Тамара Васильевна Логинова, Емелина Лидия Павловна. Орденом Трудового Красного Знамени награждена заслуженный учитель России Елизавета Дмитриевна Степанова,  «Трудовой Славы 3 степени» — Галина Александровна Тайболина, Орденом «Знак почета»  — Лидия Ивановна Расторгуева, медалью «За трудовое отличие» — Вера Ивановна Достовалова.

С 1966 года возглавлял работу районного отдела народного образования (далее – РОНО) Флоринский Виктор Сергеевич. В структуру районного отдела народного образования входил районный методический кабинет (далее — РМК), работой которого руководила Флоринская Фаина Ивановна. Инспекторами работали Федотов В.Д., Бурцева В.М., Печонкина Н.И.,  Зенюхова Н.И., Незавитин С.В. , МазаловаВ.В.

С 1977 по 1994гг. работой РОНО руководил Колупаев Денис Иванович. С 1977-1980гг. работу РМК возглавляла Захарова Ольга Александровна, методистом работала Накорякова Надежда. Инспекторами были  Оглуздина Е.Д., Гаврилов В.Я., Киселева Г.И., Сапожникова Н.И., Казакова А.Л., Федотова О.М., Ашихин Л.Д. и др. Должность заместителя заведующего РОНО занимал Евдокимов Виктор Александрович. С 1980-1988гг. – руководила РМК Васильева Нина Михайловна, в подчинении которой были методисты: Сапунова Н.Г., Щербак А.П., Рахимова Л.И. С 1988 года по настоящее время работой РМК руководит Чеповая Любовь Анатольевна. В это время работают методистами  Рогачева Н.П., Третьякова Н.Б., Сапожникова Н.И. и др.

Новый этап развития системы образования Лебяжьевского района начинается с назначением заведующей РОНО в 1994г. Воеводкиной Веры Николаевны и её заместителя – Мазаловой Валентины Васильевны, с 2004г. которую сменила Кононова Татьяна Степановна.

Был произведён переход на программно-целевой метод планирования. Началась разработка муниципальных целевых программ развития образования. Стратегия, механизмы реализации приоритетных направлений деятельности нашли отражение в первой Программе развития образования Лебяжьевского района на 1996-1997 гг. В ней была поставлена задача внедрения технологий системного управления образованием. Первостепенной задачей объявлено создание информационной структуры образования района. Реализация задач позволила изучить возможности районной системы образования, а также сформировать социальный заказ общества.

Разработка и реализация следующей программы развития образования Лебяжьевского района (1998-1999 гг.) решала проблему стабилизации системы образования, сохранения сети образовательных учреждений района.

Постепенно сферу образования охватывает процесс модернизации, внедряются инновации, реализуется приоритетный национальный проект «Образование».

Лебяжьевский районный отдел народного образования переименован в Отдел управления образованием Администрации муниципального образования Лебяжьевского района (Постановление Администрации муниципального образования Лебяжьевского района  №221 от 23.06.2003г.),  Отдел управления образованием Администрации муниципального образования Лебяжьевского района переименован в Отдел управления образованием Администрации Лебяжьевского района (Постановление Администрации Лебяжьевского района    №137   от   31.05.2006г.).

С 2008 по 2010гг. заведующей Лебяжьевским ОУО работала  Тютрина Светлана Федоровна. В 2008 году в структуре Лебяжьевского ОУО создается хозяйственная группа, в 2009 году создаётся сектор по опеке и попечительству.

В 2010г. на должность заведующей Лебяжьевским ОУО назначена Кононова Татьяна Степановна, заместителем  — Меньщикова Ирина Александровна. С 2011 года в Отдел управления образованием введена ставка юриста.

Вместе с тем история становления и развития управленческих структур Отдела управления образованием Администрации Лебяжьевского района детально не изучена, не систематизирована.

В тоже время знание исторических фактов, их детальный анализ прямо или опосредованно позволяют решать ряд таких важных задач как:

— обеспечение преемственности в системе управления, формирование подходов, структуры, стиля управленческой деятельности с учетом сложившегося управленческого опыта;

— заблаговременное принятие мер по предупреждению негативных тенденций в системе образования на самых ранних этапах их проявлений на основе имеющегося исторического опыта.

Т.С.Кононова  (Заведующая Лебяжьевским ОУО в 2010 — 2015 г.г.)

 

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Решите пример * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.